Взгляд в будущее

Глобальные тренды в телекоммуникационном секторе

В долгосрочной перспективе глобальное распространение интернета вырастет до 90%, при этом рост будет происходить за счет развивающихся стран. Предполагается, что через пять лет 80% населения планеты будут пользоваться смартфонами, тогда как доля простых кнопочных телефонов будет снижаться.

Ожидается появление новых технологических платформ. Если раньше самыми известными платформами были Android и iOS, то прямо сейчас мы наблюдаем за появлением и развитием совершенно новых систем от Amazon, Sony, Samsung, Oculus, HTC и др. в области быстро развивающихся направлений: виртуальная/дополненная реальность, умный дом/умные колонки, носимые устройства и датчики.

Телекоммуникационные компании продолжат, как и ранее, способствовать развитию принципиально новых цифровых видов бизнесов и бизнес-моделей. Развертывание сетей пятого поколения 5G может стать отправной точкой новой волны роста инноваций как в индустрии связи, так и в других отраслях, которые захотят использовать эту технологию для своих целей. Новая технология 5G усложнит системы управления сетью, при этом создав новые способы управления как лицензионным спектром, так и спектром вне лицензии, например при точечном развертывании сетей 5G на предприятиях.

Мы прогнозируем, что тренд совместного использования инфраструктуры как средства борьбы с высокими издержками на строительство и модернизацию сетей доступа и общими низкими темпами роста телекоммуникационного рынка продолжится. Мы полагаем, что телеком-операторы будут еще тщательнее относиться к оптимизации и избирательности своих капитальных затрат.

В ближайшие три-пять лет носимая электроника и датчики могут стать стандартными инструментами и процедурами в системе здравоохранения, когда врачи для уточнения диагноза и контроля за ходом лечения или просто для профилактики заболеваний будут назначать пациентам носимую электронику и датчики.

Двузначные годовые темпы роста рынка в области телекоммуникаций ожидаются в корпоративном сегменте. Это связано с растущей потребностью бизнеса в цифровизации, в быстрых и надежных коммуникациях, в хранении и консолидации данных о клиентах.

Прогноз развития рынка России на 2020 год и среднесрочную перспективу

Макроэкономика

Несмотря на негативное влияние глобальной пандемии COVID-19 мы ожидаем, что рост ВВП России в ближайшие годы будет стабильно положительным, но не будет превышать отметку в 2%. Помимо глобальной пандемии, в прогнозах аналитиков приводятся следующие ключевые факторы, которые будут ограничивать рост экономики, например снижение иностранных инвестиций и слабая диверсификация национального экспорта.


Телеком (базовый бизнес)

Мобильная связь

Несмотря на растущую конкуренцию, мы прогнозируем, что традиционный рынок мобильной связи и передачи данных в Российской Федерации будет сохранять тенденцию околонулевого роста доходов на протяжении следующих двух-трех лет. Несмотря на относительное уменьшение покупательной способности населения из-за COVID-19, мы не ожидаем снижения уровня потребления мобильных сервисов.

Рынок фиксированного ШПД

Рынок фиксированного ШПД следующие несколько лет будет продолжать расти темпами менее 10% с тенденцией к замедлению, связанной с насыщением рынка в крупных и средних городах Российской Федерации. В ближайшие годы сохранится небольшой рост числа пользователей за счет новостроек. В плане конкуренции преимущество будут иметь крупные федеральные операторы, предлагающие полный комплект услуг (ШПД, ТВ, мобильную связь). Предполагается, что такие конвергентные предложения будут и в дальнейшем пользоваться спросом и помогать сокращать отток абонентов. В будущем рынок продолжит консолидироваться вокруг крупных игроков, ожидаются новые сделки по покупке малых и средних компаний. Основной упор игроков на рынке фиксированного доступа в ближайшие годы будет в области повышения лояльности пользователей. Из-за глобальной пандемии COVID-19 и увеличения спроса на удаленные схемы работы и обучения мы ожидаем повышенный интерес к ШПД-провайдерам, обеспечивающим высокие скорости передачи данных и надежность соединения.

B2B/B2G‑сегменты

Российский рынок B2B‑сервисов будет стабильно расти более чем 20% в год за счет того, что многие компании выходят на новый цикл автоматизации внутренних бизнес-процессов, заменяют старые программные решения на облачные продукты. Этот процесс может еще больше ускориться из-за COVID-19 и резкого роста потребности в облачной инфраструктуре, систем обеспечения удаленной работы и контроля за инфраструктурой. Двузначные темпы роста ожидаются в сегментах облачных сервисов, интернета вещей и системной интеграции, где МТС обладает существенными конкурентными преимуществами и имеет необходимую технологическую базу.


Mедиa/TВ

Мы прогнозируем, что продолжится изменение модели потребления видеоконтента. Линейное ТВ будут чаще смотреть через ОТТ‑приложения (просмотр на любом устройстве без дополнительного оборудования в любое время). Это будет связано с тем, что такой формат смотрения дешевле IPTV или спутникового ТВ, при этом выбор контента гораздо шире. Сохранится тенденция на общее увеличение времени просмотра. В области технологий мы ожидаем появления новых форматов видео. Продолжится тренд, когда сериалы превосходят фильмы по общему времени просмотра. Усиливается тенденция создания контента, предназначенного только для ОТТ‑сервисов. Мы ожидаем, что цифровизация и персонализация продуктов и услуг приведут к изменению стиля потребления ТВ, радио, книг и пр. В ближайшие три-пять лет продолжат развиваться инструменты персонализации, алгоритмы подбора контента и рекомендаций. На рынок выйдут голосовые ассистенты как новый способ взаимодействия пользователя с сервисами развлечений в Смарт ТВ, STB, смартфонах, умных колонках и в автомобилях. Мы прогнозируем заметный отток посетителей из кинотеатров и значительный рост потребления медиаконтента дома на фоне COVID-19 в ближайшие 1,5–2 года.

По сегментам рынка ТВ мы ожидаем следующую динамику.

  • ОТТ будет являться драйвером роста рынка ТВ за счет удобства услуги и интереса различных групп.
  • IPTV будет расти за счет миграции современного зрителя с неинтерактивного ТВ.
  • Эфирное ТВ продолжит терять аудиторию.
  • Сегмент спутникового ТВ будет относительно стабильным на среднесрочном горизонте.
  • Кабельное ТВ будет сокращаться из-за того, что оно перестает удовлетворять потребности зрителя в интерактивности и многообразии сервисов современного ТВ.

В целом ожидается умеренно положительный среднегодовой темп роста рынка ТВ для следующих трех-пяти лет, при этом мы рассчитываем, что количество пользователей платных ТВ‑сервисов увеличится в полтора-два раза.


Финансовые услуги

В ближайшие годы доля крупных игроков будет продолжать расти. Малые игроки вслед за потерей клиентов будут постепенно лишаться активов, ресурсов, прибылей. На долгосрочном горизонте российский рынок еще не достиг стадии насыщения, население России далеко от исчерпания кредитного потенциала.

Объем рынка электронной коммерции (вместе с ним онлайн-кредитования и платежей) продолжит рост двузначными среднегодовыми темпами. Жители России «распробовали» безналичные платежи, и сегодня их доля составляет 68%, при этом темп их роста остается высоким. Мобильный банкинг из якобы необязательного «новшества» превратился в полноценный и обязательный канал взаимодействия с клиентами, и его роль в ближайшие годы будет только возрастать.


Технологические инновации

IoT

В следующие пять лет в структуре потребления IoT программное обеспечение будет самой быстрорастущей категорией с фокусом на приложения и программное обеспечение в области аналитики. Базовыми трендами станут доминирование «сквозных» вертикальных (end-to-end) решений и рост виртуализации IoT‑сервисов. Мощными драйверами роста станут развитие технологий LPWAN (NB-IoT и 5G Massive IoT) и активная поддержка IoT со стороны государства — ​прежде всего имеется в виду госпрограмма «Цифровая экономика» и связанные с цифровизацией федеральные и региональные госпроекты. Массовое подключение IoT на основе сетей малой мощности (LPWA) станет фундаментом для построения будущих интеллектуальных управляемых сервисов 5G. Превалирующим сегментом рынка будет B2B, включая модели B2B2C.

AI

В области искусственного интеллекта Россия будет следовать мировой динамике. Прогнозируются сверхбыстрые темпы роста рынка машинного обучения и искусственного интеллекта (ML/AI) в России с 2 млрд рублей в 2018 году до 160 млрд в 2024 году. Объем российского рынка чат-ботов в ближайшее время будет расти трехзначными темпами. Мы ожидаем, что в ближайшие два-три года проникновение умных устройств в домохозяйствах будет расти и может достичь уровня 5–8%. Наибольший прирост доли умных устройств ожидается в сегменте малой и крупной бытовой техники.